Site icon Женские хитрости

Астрид Линдгрен. Непоколебимый дух и тайна, которая всегда выходит наружу

rcl-uploader:post_thumbnail

Иллюзорный мир сказок

 «Но, Пеппи, — сказал Томми, — ты умеешь играть на пианино?
— «Откуда мне знать, смогу ли я, ведь я никогда не пробовала», — ответила Пеппи. «И должна сказать тебе, Томми, чтобы научиться играть на пианино без пианино, нужно очень много практики».

Каждый может подумать, откуда взялась эта короткая цитата, содержащая по-детски наивный абсурд. Однако в нем воплощена та часть нас, которую мы прячем, будучи взрослыми, потому что от нас требуют быть слишком серьезными.

Иллюзорный мир сказок на самом деле вовсе не иллюзорен и содержит каждую часть нас, которую мы боимся или стыдимся выразить открыто. Желание играть на пианино; бунтарство, не подчиняющееся правилам; потребность в абсолютной свободе — все эти наши желания обретают новую жизнь благодаря таким персонажам, как Пеппи.

Пеппи Длинный чулок появилась перед нами именно тогда, когда мир становился слишком серым, прогоняя мечты и зарывая нас в однообразную реальность, которую мы сами построили.

Судьба ее автора, однако, далека от судьбы “лунной” девушки. Известная шведская писательница Астрид Линдгрен рано столкнулась с суровой стороной жизни, ей пришлось слишком быстро повзрослеть, испытывая давление жестких правил мира взрослых. Несмотря на это, Астрид удалось поднять голову, и даже в какой-то момент встать в один ряд с общественностью, борясь за права тех, чей голос был отнят.

Красный дом и яблони

Виммербю — один из старейших городов Швеции и место рождения Астрид Анны Эмилии Эрикссон. Она родилась 14 ноября 1907 года и была второй из четырех детей Самуэля Эрикссона и Ханны Йонссон.

Детство маленькой Астрид прошло на ферме, где стоял старый красный дом, окруженный яблонями. Вместе со своими братьями и сестрами Линдгрен помогала родителям и работникам фермы выполнять повседневную работу по дому. Именно в такие моменты, когда вся деятельность была сосредоточена на кухне, она слышала истории и сказки, которые разжигали ее любовь к книгам.

Самуэль и Ханна Эриксон создали любящую среду для своих детей. Об этом свидетельствуют различные биографические статьи, а в одной из них даже сама Астрид отметила: «Мы так много играли, что удивительно, как мы вообще остались живы».

Всемирно известная писательница прекрасно писала еще в школе. К 13 годам у нее уже был опубликован рассказ в местной газете, а как только она окончила школу, главный редактор газеты «Виммербю Таймс» взял ее на стажировку. Вначале Астрид составляла обзоры, объявления и вносила правки. Позже ей разрешили писать статьи.

Секрет всегда выходит наружу

Астрид забеременела вскоре после того, как ей исполнилось восемнадцать лет. Долгое время в широких кругах общественности было известно, что отец ребенка был старше ее на 30 лет. Однако его личность оставалась скрытой, что стало поводом для многочисленных догадок.

В 2018 году датский режиссер Пернил Фишер Кристенсен осветил эту часть жизни писателя. Фильм, автором которого она является, «Сказка Астрид», во многом основан на биографической книге Астрид Линдгрен датского литературоведа Йенсена Андерсена. Его сюжет послужил предисловием к любимой во всем мире истории о Пеппи — девочке с косами, не поддающимися гравитации, лунным лицом и сверхчеловеческой силой.

Еще будучи подростком в консервативной Швеции 1920-х годов, выяснилось, что у Астрид существовал роман с главным редактором газеты Рейнхольдом Блумбергом, в которой она начинает работать. И хотя он был женат и старше ее на 30 лет, между ними возникла сильная любовная связь. Писательница забеременела от него, и жизнь поставила Астрид перед сложнейшим выбором.

Шрамы от них остаются навсегда, но сила Астрид оказалась непоколебимой. Эта новость заставила ее быстро повзрослеть, ведь быть матерью-одиночкой без брака немыслимо в маленьком консервативном городке Уиммерби. Поэтому, решив сохранить своего ребенка, она сбежала в Стокгольм. Но ситуация оказалась не такой простой.

Незадолго до родов, Астрид снова была вынуждена уехать, на этот раз в Копенгаген. Там она может спокойно рожать, потому что в датской столице имелась больница, где не было необходимости называть имя отца.

Однако это не единственная проблема молодой матери. Не имея денег и возможности растить маленького Лассе, как она назвала своего сына, Астрид приняла почти невозможное решение оставить его в приемной семье в Копенгагене. Она поклялась вернуться за ним и забрать его с собой в Стокгольм, когда заработает достаточно денег, чтобы содержать его самостоятельно.

Первые несколько недель Астрид провела с Лассе, и вернулась в Швецию. Затем последовали тяжелые годы путешествий и попыток обеспечить свое финансовое положение. Она училась на секретаря, копила каждую крону и надеялась, что скоро вернет своего сына домой.

Так прошло три года. Внезапно приемная мать Лассе заболела, и Линдгрен пришлось взять Лассе к себе раньше, чем планировалось. Маленький мальчик очень тяжело переживал разлуку. Астрид отчетливо помнила, как он тихо плакал, когда понимал, что больше никогда не вернется в это место. Спустя годы после случившегося Астрид призналась, что тот тихий всхлип не перестает преследовать ее. Возможно, это воспоминание заставляет ее стремиться быть защитником каждого ребенка в мире.

Рождение Пеппи Длинный чулок

1945 год можно отметить как чрезвычайно важный для литературного мира. Именно тогда родилась любимая всеми Пеппи Длинныйчулок, обладающая беспокойным и свободным духом.

Одноименная книга спасла от банкротства издательство Rabén & Sjögren, а также саму Астрид, которая в то время работала редактором на полставки. После успеха быстро появились еще две истории с лунной девочкой — «Пеппи в Южном море» и «Пеппи попадает на корабль». Однако реакция общественности была не совсем положительной. Героиня Линдгрен осуждалась как пример плохого воспитания.

«У нее нет ни матери, ни отца, и это, конечно, хорошо для нее, поскольку некому сказать ей, чтобы она шла спать, когда ей весело, и некому заставить ее есть масло печени трески, когда она предпочла бы карамельные конфеты», – объясняла автор.

Родители начинали бить в набат, учителя тоже. Звучали обвинения в падении общественной морали, но Линдгрен продолжала писать и издавать детские книги. Затем появились и были хорошо приняты другие любимые персонажи, такие как Эмиль из «Эмиля из Леонеберги», Кале Блумквист и роман «Братья Львиное Сердце».

Астрид стала известна своими независимыми, энергичными и нестандартными персонажами, обращаясь к незрелому ребенку, живущему в каждом. Именно за это писательницу стали считать революционером в детской литературе не только в Швеции, но и во всем мире.

Работая редактором, Линдгрен в течение 25 лет поощряла и поддерживала молодых, подающих надежды писателей. До нее писательство для детей было низкостатусной профессией, но после ее вмешательства это стало новой и захватывающей областью. В этот период появилось совершенно новое поколение шведских авторов в жанре детской литературы, включая Туве Янссон, Оке Холмберга, Леонарда Хельсинга и других.

Голос детей и животных, который был услышан

Из обычной домохозяйки Линдгрен стала всемирно известной писательницей. Эта слава бросила ее в центр внимания, ослепив ее личную жизнь. Она сама призналась, что это заставляло ее чувствовать себя неловко. Однако Астрид решила использовать свой писательский талант и славу, чтобы стать голосом общества.

В 1976 году она инициировала дебаты по налоговой политике, которые в конечном итоге привели к одному из крупнейших изменений в шведской политике — падению социал-демократического правительства, находившегося у власти в течение 40 лет.

Это был первый раз, когда Линдгрен придала огласке происходящее в стране, но не последний. Два года спустя крайняя озабоченность правами детей заставила ее произнести знаменитую речь «Никогда насилия», в которой она обратила серьезное внимание на физическое насилие над детьми. Астрид также стала защитницей животных, борясь за гуманное обращение с ними на фермах. И ей это удалось после того, как правительство ввело новые законы для их защиты.

До конца жизни писательница проводила большую часть времени в Стокгольме за написанием мемуаров. За свою карьеру она опубликовала более 100 книг, которые были проданы десятками миллионов экземпляров по всему миру и послужили вдохновением для многих экранизаций.

Астрид Линдгрен умерла в возрасте 94 лет. Церемония ее похорон транслировалась по телевидению, на ней присутствовали премьер-министр и королевская семья Швеции, а также тысячи шведов, которые пришли попрощаться с писательницей.

Автор публикации

не в сети 4 дня

ClearMind

0
Комментарии: 0Публикации: 47Регистрация: 01-12-2022
Exit mobile version